Александра
Баркова
История и
смысл культуры толкинизма
Тему моего доклада можно обозначить как “рассмотрение
истории и смысла культуры толкинизма”. Речь пойдет, в частности, о том, почему
вся аудитория так ополчилась на предыдущий доклад (сделанный М. А. Сиверцевым). Едва ли я очень сильно ошибусь, если
скажу, что суть произошедшего заключается вот в чем : в современном российском
обществе церковь очень тесно смыкается с государственными структурами,
толкинисткое же движение на протяжении всей своей истории стремилось
абстрагироваться от них (идея ввести в каком бы то ни было толкинистком клубе
членские билеты противоречит сути российского толкинизма). Сама идея,
высказанная господином религиоведом (Сиверцевым),
попытка загнать толкинизм в прокрустово ложе, вызвала негативную реакцию этой, преимущественно толкинисткой,
аудитории.
В отношении выше сказанного, я настаиваю на своеобразии
российского толкинисткого движения. Конечно же, среди русских толкинистов есть
люди, признающие систему ценностей Толкина незыблемой, т. е. “ валары есть
благо, Илуватар есть благо, Мелькор есть зло”. Однако подобных людей
меньшинство. В сообщении уважаемой Натальи Леонидовны (см. доклад Л. Н. Трауберг) было сказано, что в те времена, когда
русских толкинистов было только пятеро, сорок процентов из них "занимались
прокламацией зековского бунта". Именно в этом заключается коренное отличие
толкинизма, сложившегося на территории Советского Союза, от толкинизма,
сложившегося в Америке. Иными словами, оспаривание системы ценностей Толкина в
значительной степени является ядром русского толкинисткого движения.
Это, разумеется, не означает тотального отвержения
толкиновской системы ценностей: мы влюблены в Арагорна, особенно барышни, мы
глубоко уважаем Фродо, но при этом, мы не прощаем валарам гибели Нуменора и
многих других вещей. Я говорю сейчас о том, что представляет из себя большая
часть движения и, конечно, вынуждена в значительной степени сгущать краски.
Однако то, что в англоязычной среде сложение подобной ситуации представляется
мало возможным, доказательств не требует.
Давайте посмотрим, что из "классики" (я, правда, к
сожалению, еще не видела двух последних вышедших книг), опубликованной
толкинисткой литературы мы имеем? "Кольцо Тьмы", "Черную Книгу
Арды" и, наконец, "Последнего кольценосца". Анализ данных
произведений сейчас не входит в мои намерения, но я обращаю ваше внимание на
одну единственную вещь: все эти книги в той или степени несут черную
направленность. Иными словами, я утверждаю, что мелькорианство является квинтэссенцией
русского толкинизма. Это факт, который трудно отрицать: бунтарство заложено в
основу русского толкинизма.
Произошло это в силу следующих обстоятельств: активное
толкинисткое движение(не то, что сейчас тусуется в Нескучном Саду, а его
начало), сложилось в конце 80-х начале 90-х. Большинство толкинистов этого
времени, так сказать, призыва, были комсомольцами в прошлом, а некоторые и
коммунистами. Мне рассказывали историю об одном толкинисте, который подвергся
обработке на парт.собрании: ему пришлось доказывать, что он просто интересуется
историей Средних веков и ничего дурного в нем нет…
Итак, русское толкинисткое движение возникло на оппозиции
советской идеологии, которая оказалась второй составляющей движения. Первой
были книги Толкина. В свою очередь, оппозиционность государственным структурам
стала причиной того, что многие члены движения не могут принять систему
ценностей самого Толкина: потому что все мы помним "Айнулиндалэ", все
мы помним расписанность "заданных тем": Илуватар велел и т.д.
Ещё один момент заключается в том, что толкинисткий возраст,
возраст в котором человек увлекается книгами Толкина (конечно, возможны
исключения) – это возраст подростковый и несколько старше, т.е. возраст, когда
человеку свойственно увлекаться Лермонтовым. Сейчас я не имею времени для
текстуальных доказательств, но они у меня есть. В свое время я этим вопросом
занималась: ко многим произведениям толкинисткой литературы тянутся
непосредственные ниточки : безусловно, невольно, безусловно, неосознанно, но
тем не менее, мы имеем множество прямых сюжетных и идеологических заимствований
из "Демона" и "Мцыри".
Вопросы:
Из зала: То, что
толкинизм имеет корни в бунтарстве, могу сказать на конкретном примере – с вами
говорит бывший троцкист… Я хотела бы внести коррективы на счет темных
апокрифов, которые мы имеем… Я хочу спросить именно о "Кольце Тьмы".
Конечно, существует множество темных циклов, но я не могу отнести к ним
"Кольцо", фактически, там толкаются светлые идеи… Конечно, с одной
стороны, там имеется некий бунт, а с другой...
А.Баркова: Тем не
менее, там есть тема бунта против валар.
Н.Некрасова: У меня
просто небольшая поправка насчет того, что это чисто российское явление. В
Испании, в 98 г. я столкнулась с тем, что подобное имеет место, пусть даже в
сравнительно небольшом количестве. Сейчас там у них сидит наш российский
резидент, и они очень начали увлекаться ролевыми играми в нашем духе. Я думаю,
что это расцветет, потому что в аспекте ролевых игр темная сторона более
привлекательна, хотя бы потому, что всегда побеждает…
К.Кинн: Может быть
дело в том, что для английского языка цитаты из Библии Шекспира приемлемы без
кавычек, а в современном русском это библейский вклад очень отдален от
повседневной речи… Поэтому мы, те, кто пришел в начале движения, просто не владели
этой лексикой, так что "Сильмариллион" воспринимался в той парадигме,
которая была дана нам в школе. Однако стоило начать читать на английском, как
это ощущение исчезло.
А.Баркова: В одной
из своих статей я этот пассаж назвала прямой перефразировкой из Бердяева –
"Истоки и смысл русского толкинизма" – это к вопросу о менталитете.
Т.е. речь идет о менталитете в целом.
Н.Филимонова: Прозвучало
два, на мой взгляд, несколько отрицающих друг друга утверждения, о том, что
толкинизм противоречит ценностям коммунистическим с одной стороны, и
противопоставляет себя государству с другой.
А.Баркова:
Противопоставление государству, безусловно. Но одно дело противопоставлять себя государству, а другое дело нести в себе
революционный дух, дух бунтарства. Между прочим, работа Бердяева во многом
посвящена именно зарождению русской революции; опять же, революционная тема
противопоставляется государственной.
Н.Филимонова: Значит,
толкинизм все-таки противостоит государству?
А.Баркова: Безусловно.
Из зала: Мне хотелось бы внести небольшую
коррективу. Дело в том, что я – представитель этой самой первой волны. Эта
самая первая волна видела в толкинизме стимуляцию творчества, а
противопоставление пришло потом, когда государство на нас наехало...
А.Баркова: Покажите
мне течение, любое, которое неся в себе духовность быстро и сразу будет принято
государством – я с интересом посмотрю… Я имела в виду другое – принципиальный
выход из любых структур.
Из зала: Имеется в
виду идеология как религия.
А.Баркова: Да.