Александра Баркова

История и смысл культуры толкинизма

 

Тему моего доклада можно обозначить как “рассмотрение истории и смысла культуры толкинизма”. Речь пойдет, в частности, о том, почему вся аудитория так ополчилась на предыдущий доклад (сделанный М. А. Сиверцевым). Едва ли я очень сильно ошибусь, если скажу, что суть произошедшего заключается вот в чем : в современном российском обществе церковь очень тесно смыкается с государственными структурами, толкинисткое же движение на протяжении всей своей истории стремилось абстрагироваться от них (идея ввести в каком бы то ни было толкинистком клубе членские билеты противоречит сути российского толкинизма). Сама идея, высказанная господином религиоведом (Сиверцевым), попытка загнать толкинизм в прокрустово ложе, вызвала негативную реакцию этой, преимущественно толкинисткой, аудитории.

В отношении выше сказанного, я настаиваю на своеобразии российского толкинисткого движения. Конечно же, среди русских толкинистов есть люди, признающие систему ценностей Толкина незыблемой, т. е. “ валары есть благо, Илуватар есть благо, Мелькор есть зло”. Однако подобных людей меньшинство. В сообщении уважаемой Натальи Леонидовны (см. доклад Л. Н. Трауберг) было сказано, что в те времена, когда русских толкинистов было только пятеро, сорок процентов из них "занимались прокламацией зековского бунта". Именно в этом заключается коренное отличие толкинизма, сложившегося на территории Советского Союза, от толкинизма, сложившегося в Америке. Иными словами, оспаривание системы ценностей Толкина в значительной степени является ядром русского толкинисткого движения.

Это, разумеется, не означает тотального отвержения толкиновской системы ценностей: мы влюблены в Арагорна, особенно барышни, мы глубоко уважаем Фродо, но при этом, мы не прощаем валарам гибели Нуменора и многих других вещей. Я говорю сейчас о том, что представляет из себя большая часть движения и, конечно, вынуждена в значительной степени сгущать краски. Однако то, что в англоязычной среде сложение подобной ситуации представляется мало возможным, доказательств не требует.

Давайте посмотрим, что из "классики" (я, правда, к сожалению, еще не видела двух последних вышедших книг), опубликованной толкинисткой литературы мы имеем? "Кольцо Тьмы", "Черную Книгу Арды" и, наконец, "Последнего кольценосца". Анализ данных произведений сейчас не входит в мои намерения, но я обращаю ваше внимание на одну единственную вещь: все эти книги в той или степени несут черную направленность. Иными словами, я утверждаю, что мелькорианство является квинтэссенцией русского толкинизма. Это факт, который трудно отрицать: бунтарство заложено в основу русского толкинизма.

Произошло это в силу следующих обстоятельств: активное толкинисткое движение(не то, что сейчас тусуется в Нескучном Саду, а его начало), сложилось в конце 80-х начале 90-х. Большинство толкинистов этого времени, так сказать, призыва, были комсомольцами в прошлом, а некоторые и коммунистами. Мне рассказывали историю об одном толкинисте, который подвергся обработке на парт.собрании: ему пришлось доказывать, что он просто интересуется историей Средних веков и ничего дурного в нем нет…

Итак, русское толкинисткое движение возникло на оппозиции советской идеологии, которая оказалась второй составляющей движения. Первой были книги Толкина. В свою очередь, оппозиционность государственным структурам стала причиной того, что многие члены движения не могут принять систему ценностей самого Толкина: потому что все мы помним "Айнулиндалэ", все мы помним расписанность "заданных тем": Илуватар велел и т.д.

Ещё один момент заключается в том, что толкинисткий возраст, возраст в котором человек увлекается книгами Толкина (конечно, возможны исключения) – это возраст подростковый и несколько старше, т.е. возраст, когда человеку свойственно увлекаться Лермонтовым. Сейчас я не имею времени для текстуальных доказательств, но они у меня есть. В свое время я этим вопросом занималась: ко многим произведениям толкинисткой литературы тянутся непосредственные ниточки : безусловно, невольно, безусловно, неосознанно, но тем не менее, мы имеем множество прямых сюжетных и идеологических заимствований из "Демона" и "Мцыри".

 

Вопросы:

Из зала: То, что толкинизм имеет корни в бунтарстве, могу сказать на конкретном примере – с вами говорит бывший троцкист… Я хотела бы внести коррективы на счет темных апокрифов, которые мы имеем… Я хочу спросить именно о "Кольце Тьмы". Конечно, существует множество темных циклов, но я не могу отнести к ним "Кольцо", фактически, там толкаются светлые идеи… Конечно, с одной стороны, там имеется некий бунт, а с другой...

А.Баркова: Тем не менее, там есть тема бунта против валар.

Н.Некрасова: У меня просто небольшая поправка насчет того, что это чисто российское явление. В Испании, в 98 г. я столкнулась с тем, что подобное имеет место, пусть даже в сравнительно небольшом количестве. Сейчас там у них сидит наш российский резидент, и они очень начали увлекаться ролевыми играми в нашем духе. Я думаю, что это расцветет, потому что в аспекте ролевых игр темная сторона более привлекательна, хотя бы потому, что всегда побеждает…

К.Кинн: Может быть дело в том, что для английского языка цитаты из Библии Шекспира приемлемы без кавычек, а в современном русском это библейский вклад очень отдален от повседневной речи… Поэтому мы, те, кто пришел в начале движения, просто не владели этой лексикой, так что "Сильмариллион" воспринимался в той парадигме, которая была дана нам в школе. Однако стоило начать читать на английском, как это ощущение исчезло.

А.Баркова: В одной из своих статей я этот пассаж назвала прямой перефразировкой из Бердяева – "Истоки и смысл русского толкинизма" – это к вопросу о менталитете. Т.е. речь идет о менталитете в целом.

Н.Филимонова: Прозвучало два, на мой взгляд, несколько отрицающих друг друга утверждения, о том, что толкинизм противоречит ценностям коммунистическим с одной стороны, и противопоставляет себя государству с другой.

А.Баркова: Противопоставление государству, безусловно. Но одно дело противопоставлять себя государству, а другое дело нести в себе революционный дух, дух бунтарства. Между прочим, работа Бердяева во многом посвящена именно зарождению русской революции; опять же, революционная тема противопоставляется государственной.

Н.Филимонова: Значит, толкинизм все-таки противостоит государству?

А.Баркова: Безусловно.

Из зала: Мне хотелось бы внести небольшую коррективу. Дело в том, что я – представитель этой самой первой волны. Эта самая первая волна видела в толкинизме стимуляцию творчества, а противопоставление пришло потом, когда государство на нас наехало...

А.Баркова: Покажите мне течение, любое, которое неся в себе духовность быстро и сразу будет принято государством – я с интересом посмотрю… Я имела в виду другое – принципиальный выход из любых структур.

Из зала: Имеется в виду идеология как религия.

А.Баркова: Да.