Моргул

Гербы в стиле модерн?

("Палантир" #10)

Должно быть многим из наших читателей доводилось созерцать в распечатках, ксерокопиях, на экранах мониторов, а самым везучим - на глянцевых страницах различных “средиземских путеводителей” толкиновские рисунки эльфийских гербов. Не берусь что-либо утверждать от лица абсолютно всех видевших эти иллюстрации, но смею предположить, что многие были удивлены, сколь несхожи эти разноцветные узоры с привычными фигурками-значками традиционной геральдики. Необычная форма щитов и великолепие орнамента скорее напоминают нам цветные стекла витражей или расписную керамику. Когда же я впервые увидела цветную копию листа с гербами, моим первым восклицанием было: “Какой чудесный модерн!”, что немало удивило моих друзей. Но ведь действительно, внимательный наблюдатель и сам заметит родство рисунков профессора с произведениями эпохи модерна. Утонченная цветовая гамма, плавно изогнутые линии, мотивы цветов, деревьев и звезд - все это несомненные признаки модерна, но в то же время сомнительно, чтобы Толкин следовал в своих художественных работах этому прихотливому стилю, хоть тогда модерн и цвел по всей Европе и находился в зените своей заслуженной славы. Толкин во всех своих творениях не следовал никаким канонам и догмам, сообразовываясь только со своими глубокими знаниями и советуясь со своей душой. Так где же искать корни родства орнаментов модерна и необычности толкиновской геральдики?

Откуда же есть-пошел сам модерн? В 60х-70х годах девятнадцатого века в Англии, старой доброй Англии, художники, страшась превращения своей земли в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных застроек, все свое внимание обращают к родной природе. Заросшая маргаритками и терновником, овеянная романтикой былых времен Британия была главным источником мотивов зарождающегося модерна. В орнаментах стали изображать полевые, болотные травы, весенние растения, кустарники ветки деревьев, которыми раньше пренебрегали. Стали популярны зеленовато-серые, перламутровые, сиреневые, розовые цветовые сочетания. Часто стали изображаться в орнаментах звезды на глубоком синем бархатистом фоне. Из любви к родной земле, из внимания к ней создавался художественный стиль, ныне известный нам как модерн. Нет нужды, конечно, напоминать что и Толкин начинал свою великую работу с целью обратить внимание к истории своей страны, воспеть ее древнюю красоту, ее людей и природу. Но сходство целей - это только начало. Посмотрим на гербы: цветы, деревья, звезды, сплетающиеся крылья вовсе не слепо перенесены из природы, линии предельно простые и в то же время необыкновенно живые. Они образуют единый орнамент, единый узор, они стилизованы.

Со всем вниманием и любовью изучая природу, художники модерна пытались постичь самую суть форм растений, животных и предметов, выделить все основное и отбросить все лишнее. Простые и ясные силуэты, моментально узнаваемые и в то же время подчиненные общему ритму и построению орнамента - это и называется стилизацией. Можно было бы досконально рассмотреть все элементы стилизации на толкиновских гербах, но думаю, цветная вставка в конце этого текста гораздо красноречивей расскажет о себе. Остается только поражаться той глубокой продуманности и проникновению с самую суть объектов, которые изображает Толкин на гербах. Чтобы достичь такого простого и изящного решения композиций требуется и длительная работа , и высокое вдохновение, и великая любовь. Гербы - не наброски и не иллюстрация, а настоящее произведение искусства, искусства орнаментального и в то же время изобразительного. И опять же модерну мы обязаны исчезновением той грани, которая раньше разделяла живопись и прикладное искусство. Они объединились в одно прекрасное целое - живопись стала орнаментальна, а орнамент приобрел эстетическую самоценность.

Можно было бы еще провести длинную цепь параллелей между классическими образцами модерна и гербами эльфийских и людских родов юной Арды, но отвлечемся от частного и обратимся к целому. Конечно же Толкин в своих рисунках не пытался подражать или придерживаться какого-либо стиля, но в своей любви и внимании к родной земле, в глубоком аналитическом и в то же время творческом подходе, он прошел тем же путем, что и художники эпохи модерна. Изучение родной природы и творение на ее основе своих собственных форм и узоров, составляющее основу для произведений модерна, является и основой для идеи “малого творения” Толкина. И в рисунках гербов лишь как в зеркале отразилось глубокое духовное родство творчества профессора и творчества художников - модернистов, объединенных главным - любовью к земле своих предков, к зеленой и древней Англии.

Герб Финве из "Рисунков Толкина"

Изображение Солнца у А.Мухи